Главная » Статьи » Жизнь города

Высшее Художественные Училищя В Городе Ереван
высшее художественные училищя в городе ереван

Левон Хачатрян родился 3 мая 1941 года в Ереване (Армения), в семье известного в республике иллюзиониста Аршавира Хачатряна (Аршо).

Начал рисовать в раннем детстве. В 1962 году окончил с красным дипломом Ереванское художественное училище. В том же году поступил в Высшее художественное училище в Ереване, но учебу прервала служба в армии.

В 1964 году, во время службы в армии, Левон Хачатрян создал свою первую картину с использованием текста. В Советском Союзе появился художник, независимо работающий в одном направлении с Капроу, Кошутом и Раушенбергом.

Из записей: Когда я сочинял свои нерисованные картины. подумать не мог, что позднее подобные работы будут называть то соц-артом, то концептуализмом, а то и тем и другим вместе.

В 1965 году Левон Хачатрян вернулся из армии в Ереван и продолжил учебу в Высшем художественном училище.

В 1967 году он бросил училище и, вопреки воле родителей, уехал в Москву, поступать на художественный факультет Всесоюзного Государственного институт кинематографии (ВГИК).

Из записей: Была уверенность, что сдам экзамены по мастерству, рисунку и по живописи, по истории СССР, а вот экзамена по русскому языку боялся. Я тогда кое-как понимал русский, но совсем плохо на нем говорил. До сих пор помню престарелого экзаменатора, который, увидев мои оценки по рисованию и понимая, что я ничего не соображаю в разборе предложений, говорил больше, чем спрашивал. В конце он виновато сказал, что больше тройки мне не может поставить. Это была победа. По сумме баллов я поступил.

Параллельно с учебой Левон Хачатрян продолжал сочинять нерисованные картины . При совершенном владении графической техникой, он постепенно отказывался от использования привычных материалов и приемов художника, так как считал, что современная эпоха требует своих, соответствующих материалов и способов выражения. Почти все его работы можно назвать документами эпохи, хроникой тех лет.

В 1968 году Левон Хачатрян познакомился со своей будущей женой, Ларисой, а в 1970 году родилась дочь Мария. Появление семьи почти не отразилось на творчестве. Позже он запишет в своем дневнике :

У Хармса читал, как он поздно сидел, бодрствовал. Тоже люблю сидеть допоздна. Тихо, никто не мешает. Это еще со студенческих лет. В комнате, в общежитии, жили вчетвером, правда, один снимал комнату в городе, но все равно, ночью, когда мне нужно было покурить, я выходил в длинный пустой коридор. Какие-то сюжеты, новые идеи для картин, сценарии. Одним словом, теория. Тогда невозможно было думать о конечном результате. Лишь бы появилась идея, лишь бы записать.

Годы спустя - такая же ситуация. Однокомнатная квартира, ребенок спит, а я - на кухне. Это было прекрасное воплощение мечты.

В студенческие годы часто летал в Ереван. По студенческому билету можно было купить авиабилет за полцены. Как всегда, продавали их на неудобные рейсы, ночные. Я ехал по ночной Москве и завидовал светящимся окнам. Мне было неинтересно, кто там жил, какой у них дневной рабочий режим. Я завидовал тому, что обитатели могут перейти в соседнюю комнату и, не мешая никому, зажечь свет.

В 1973 году, по окончании ВГИКа, Левон Хачатрян вернулся в Ереван и работал на студии Арменфильм . За три года - четыре мультипликационных фильма. В последнем из них, Лентяе , он был автором сценария, режиссером и художником-постановщиком.

В 1975 году он окончательно переехал к семье в Москву и начал работу на киностудии Союзмультфильм . За семь лет - восемь мультфильмов. среди которых Бобик в гостях у Барбоса и две серии Простоквашино . Знаменитый экранный образ почтальона Печкина был полностью придуман Левоном Хачатряном.

Параллельно он занялся книжной и журнальной графикой, увлекся жанром карикатуры. Очень гордился одним из главных призов, полученным на международном конкурсе карикатуры в г.Маростика (Италия).

Из записей: Долгие годы меня и мою семью кормили коммунисты, вернее, их Центральный Комитет. Многие журналы, начиная с Работницы и Огонька до Советского Союза и Миши , выходили под эгидой ЦК КПСС. Как раз в этих местах и иллюстрировал произведения нашей многонациональной литературы. Ведь за двадцать лет членства в Союзе художников я не продал ни одной картины, не получил ни одного заказа, хотя исправно платил членские взносы.

Только фантастическая работоспособность и одержимость творчеством дали ему силы не оставить главные работы, хотя в СССР их нельзя было даже показывать.

Сказалось постоянное напряжение, и в 1982 году случился инфаркт. После реанимации и лечения было принято решение оставить мультипликацию, несмотря на большой успех почти всех созданных им мультфильмов.

В 1983 году Левон Хачатрян стал свободным художником-графиком. Посмотрев лишь некоторые из его иллюстраций. можно заметить разнообразие техники, приемов, использованных материалов. Особняком стоит сотрудничество с журналом Огонек перестроечной поры.

Новая русская свобода мало что изменила в жизни Левона Хачатряна, разве что появилась возможность читать любимых авторов в нормальных изданиях: Хармс, Хлебников, Венедикт Ерофеев, Зощенко, Шаламов.

Из записей: Я так и не ощутил перемен времени. Как при старом режиме, продолжаю оформлять исторические и детективные книги, сомнительного качества рассказы, фольклор многонационального юга России. Я доволен, что сейчас, как и раньше, мое искусство остается для искусства, и вовсе не жду с нетерпением долгожданных встреч со зрителем . И не жалко, что работается меньше. Какая разница, сколько куч газет стоит в углу комнаты или развешено по стенам? Дело ведь не в количестве. Была бы идея.

В 2000 году, в возрасте 59 лет, Левон Хачатрян увлекся компьютером. Быстро освоил сложные графические программы, а интернет открыл полный доступ к событиям в искусстве и мире.

Появилось много новых идей и планов, в том числе освоение компьютерной анимации и создание собственного сайта, - виртуальной выставки, где присутствие художника необязательно, а доступ зрителей - неограничен.

Он не успел осуществить свою мечту.

Левон Хачатрян, мой папа, ушел из жизни 17 декабря 2002 года.

Этот сайт - моя память о нём.

Таманян Александр Иванович

биография

Вот уже 80 лет, как имя Александра Таманяна тесно переплелось с наилучшими традициями возрождения армянской классической архитектуры, с историей строительства и развития столицы Армении Еревана. 80 лет беспрерывно, при его жизни и потом, осуществляются архитектурные идеи и замыслы А. Таманяна и еще долгие годы, пока будет строиться армянская столица, для будущих архитекторов А. Таманян останется педагогом и большим мастером. Из его неосуществленных замыслов зародятся новые великолепные идеи.

Александр Ованесович Таманян родился 4 /16/ марта 1878 года в городе Екатеринодаре Ростовской области, в многочисленной семье торгового служащего Ованеса Миграновича Таманяна. В 1888 году А. Таманян поступает и в 1896 году заканчивает Александровское реальное училище Кубани, а в 1898 году, блестяще сдав экзамены, поступает на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств и становится воспитанником одного из лучших учебных заведений Петербурга того времени. Скоро он сближается с однокурсниками и со студентами художественного отделения, а свою дружбу с Николаем и Евгением Лансере, Владимиром Щуко, братьями Бенуа, Г. Гинцем сохранил до конца жизни.

Окончив теоретический курс предметов в 1902 - 1904 годы, А. Таманян совершенствует свои знания в мастерской профессора А. Померанцева, что дало ему право на самостоятельные строительные работы. В это время он делает несколько маленьких и простых построек на Смоленском армянском кладбище.

С 1904 года, окончив учебу, А. Таманян более 14 лет занимался обширной строительной деятельностью и активной общественной работой в России, особенно в Петербурге.

Из его построек наиболее примечательные: особняк Абамелик Лазарева в Петербурге, особняк князя Кочубея в Царском Селе /Пушкино/, отдельные постройки в окрестностях Петербурга и в Ярославской области, проектирование и строительство особняков в имениях Иловна и Борисоглеб , проект поселка для служащих Московско-Казанской железной дороги и больничный комплекс при нем в Прозоровске /ныне Котово/. Примечательны также сделанные Таманяном восстановительные работы на Петербургском армянском кладбище и в армянской церкви. Особенно тепло была принята разработка интерьера Кафе де Франс на Невском проспекте, которую А.Таманян осуществил в содружестве со своими друзьями: архитектором В. Щуко и художником Е. Лансере. Но лучшим зданием, построенным по проекту А. Таманяна, является,пожалуй, особняк князя Щербато ва в Москве, на Новинском бульваре /ныне ул. Чайковского/. Здание отличается, как внешней красотой, так и внутренними удобствами и особенно роскошным убранством квартиры хозяина. В 1914 году конкурсная комиссия городского правления Москвы фасад этого здания сочла наилучшим среди построенных в 1913 году зданий с красивыми фасадами и удостоила А. Таманяна золотой медали.

В том же 1913 году А. Таманян в течение двух с половиной месяцев создал еще один прекрасный комплекс. На выставке, организованной в городе Ярославле и посвященной 300-летнему юбилею царствования Романовых, применив творчески переработанные формы и приемы русского народного зодчества, он создает живописный комплекс деревянных построек, отличающийся многообразием форм и неожиданными пространственными решениями. Расположенные вокруг небольшой территории, здания создают ансамбль, напоминающий площади старых русских городов.

7 января 1914 года, по предложению членов императорской Академии художеств Петербурга А. Бенуа, Ф. Беренштама и А. Щусева, Александр Ованесович Таманян избирается академиком. В годы пребывания в России Таманян развернул активную общественную деятельность, которая особенно проявилась в 1917-1918 годы и выявила его способности большого организатора. По инициативе Общества архитекторов художников Петербурга 1 марта 1917 года в Михайловском театре, при участии 1403 представителей, состоялось общее собрание деятелей искусств столицы. С программной речью выступил Александр Таманян, представив цель, основные положения и методы руководства вновь организующегося Союза деятелей искусства. На том же собрании, где в состав президиума вошли композитор Глазунов, художники Репин и Бенуа, представители театрального Петербурга Шаляпин и Фокин, писатели Максим Горький и Л. Андреев, архитекторы Щусев и Лялевич и еще ряд знаменитых деятелей, был создан временный комитет уполномоченных Союза деятелей искусств, председателем которого был избран А. Таманян. Ему было поручено выступить от имени всех деятелей искусств Петербурга.

Как председатель Союза деятелей искусств, А. Таманян взял под свое попечение охрану старины и памятников искусства, которые в то время беспощадно уничтожались. Одноврменно А. Таманян занимал пост вице-президента Академии художеств и занимался вопросом перестройки Академии и подведомственных ей учебных заведений. Активно участвовал в организации театра трагедии в Петербурге.

Несмотря на то, что дел было достаточно и город, раскинувшийся на берегу Невы, был близок и любим им, все же в середине 1919 года А. Таманян оставил Петроград и уехал в Армению, чтобы осуществить свою давнюю мечту работать и строить на родной земле. У него были большие планы и идеи, но в 1919-1921 годы из-за резких колебаний в политической жизни Армении Таманян с семьей выезжает в Персию и только в 1923 году окончательно обосновывается в Ереване. Тринадцать лет жил А. Таманян в Ереване. И какими результативными, какими плодотворными были эти годы! В жизни архитектора начался второй период бурной и напряженной работы.

Одно за другим начало осуществляться проектирование городов и сел Армении, планы постройки Сардарапатского хлопкоочистительного, Ереванского маслобойного и мыловаренного заводов, был составлен перспективный план шоссейных и грузовых дорог республиканского значения, подробно отработаны перспективные вопросы основательного ремонта оросительной сети Армении и создания широковещательной радиосети в Ереване.

Если ко всему этому добавить, что Александр Таманян в качестве заведующего техническим отделом Совнаркома обсуждал и высказывал свое мнение о составленных другими проектах, что в то же время он являлся заместителем председателя Госплана, вице-президентом комитета Гидрострой, председателем комитета по охране исторических памятников, руководителем первой в Армении архитектурной мастерской, что в этот период он осуществил первую планировку перестройки Еревана и проект Большого Еревана , строительство первой ЕрГЭС, что еще при жизни успел увидеть, как в различных кварталах Еревана начинают подниматься спроектированные им здания Института гинекологии, анатомикума Медицинского института, Наркомзема, Политехнического института, Государственного университета, Зооветеринарно-зоотехнического института, публичной библиотеки, Ереванской обсерватории и как оформляется Парк для детей и Центральная площадь, успел своими руками заложить фундамент зданий Дома правительства и Театра оперы и балета - остается только поражаться такому уникальному проявлению человеческой силы, возможностей, воли.

А. Таманян прожил всего 57 лет. Напряженная и продолжительная работа, огромная накопившаяся усталость сделали свое дело. В этом возрасте он уже был похож на старика, почти лишился зрения. Его больной и истощенный организм не смог идти в ногу с его энергией и 20 февраля 1936 года он скончался.

Как огромная гарантия его бессмертия осталось все то значимое, что сделано им. Для будущих поколений остались безупречные работы и неиссякаемое архитектурное мастерство, опыт, глубокие теории и безукоризненный вкус неоценимых традиций таманяновской школы, осталась целиком отданная народу таманяновская легенда его жизни.

Из выявленных 1000 документов, представляющих жизнь и деятельность Таманяна, на нашем сайте вы можете увидеть лишь 400, из которых 366 публикуются впервые. Документы, не включенные в сборник, широко использованы в комментариях. Многие из этих документов были ранее опубликованны в известных дореволюционных изданиях: / Аполлон , Архитектурно-художественный еженедельник , Санкт-Петербургские ведомости , Петербургский листок , Зодчий /. Своей редкостью и исключительностью эти материалы мало чем уступают архивным документам. Другая часть взята из публикаций более позднего периода, и сделано это лишь для полноценного представления важнейших эпизодов жизни и деятельности Александра Таманяна.

Как основание сообщения, взятого из газеты Санкт-Петербургские ведомости , указан фонд № 487 Государственного исторического архива России, где хранится вырезка данной газеты.

Документы выявлены из государственных центральных архивов России: Древних актов Литературы и искусства Исторического и Новейшей истории Армении Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга Государственного архива города Еревана Государственного музея изобразительных искусств им. А Пушкина и Института русской литературы (Пушкинский дом) Московского Академического художественного театра Управления по охране и реставрации архитектурных памятников Армении из фонда Государственной галереи Армении, Института древних рукописей им. М. Маштоца (Матенадаран), а также личного архива А. Таманяна. Учитывая полноценность и обилие выявленных документов, посчитали нецелесообразным включать в сборник выявленные материалы периодической печати советского периода. Исключение составили несколько публикаций в газетах по поводу кончины архитектора.

Публикуемые документы многообразны: доклады, докладные записки, протоколы, постановления, акты, письма, телеграммы, пригласительные письма, свидетельства, письменные ходатайства, рекомендательные письма, рекомендации, заключения и др.

Так как публикуемые документы в своем комплексе являются логическим продолжением друг друга и представляют почти всю жизнь и деятельность А.И. Таманяна, редакторы и составители систематизировали их в строго хронологическом порядке, в основу которого поставлена датировка создания документа.

Археографическое оформление документов проделано соответственно принятым правилам издания исторических документов.

С целью упрощения заголовков документов в них не указаны занимаемые должности и звание А.И. Таманяна, за исключением тех заголовков, где документ сам не раскрывает это, не указывается также наименование Армянская ССР при тех учреждениях и предприятиях, которые функционировали в Армении. Такая пометка допущена нами исключительно при иной принадлежности учреждения. При археографическом оформлении стиль документов сохранен, изменения носят лишь орфографический и пунктуационный характер. Заголовки составлены на языке документа. Текстуальные примечания указаны звездочками и находятся под текстом, а примечания по содержанию отмечены цифрами и помещены в конце сборника.

Тексты документов в большинстве опубликованы без сокращений, а при сокращениях поставлены многоточия, о чем под текстом не дано никаких объяснений, так как они все однообразны, не относятся к основному вопросу. Документы, опубликованные в сокращенном виде, в заголовке имеют предлог из /из прокола, из постановления, из докладной и т.д./.

Документы, тесно связанные по содержанию, отмечены звездочками, и к ним даны перекрестные ссылки. К документам, в которых подпись создателя документа неразборчива, дано соответствующее объяснение под текстом. После каждого документа указана его легенда, где отмечены название архива или учреждения, фонд, опись, дело, листы, подлинность и способ воспроизведения документа.

После завершения работ над сборником были выявлены новые документы, которые нашли целесообразным представить читателям в виде приложения.

Учитывая, что сборник предназначен для широкого круга читателей, некоторые части научно-справочного аппарата даны на русском языке.

Источники: http://www.khatchatrian.ru/ru/levon.html, http://www.grand-arch.ru/tamanyan.html

Категория: Жизнь города | Добавил: erevan-10 (21.08.2015)
Просмотров: 506 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar