Главная » Статьи » Новости города

Вся История Про Город Ереван
вся история про город ереван

ИСТОРИЯ

До Еревана у Армении было 11 столиц: Ван, Армавир, Ервандашат, Арташат, Тигранакерт, Вагаршапат, Двин, Багаран, Ширака ван, Карс, Ани -и, наконец, Ереван.

Ереван - двенадцатая столица Армении, один из древнейших городов мира.

Люди справедливо называют Ереван «музеем под открытым небом», а великий английский поэт Байрон сказал: «На всем земном шаре нет друrой страны, которая была бы так насыщена чудесами, как земля армян. »

В окрестностях Еревана, во время раскопок было обнаружено множество предметов, относящихся к культуре IV-II тысячелетий до н. э. бронзовые и каменные орудия, бронзовые и золотые наконечники, золотые и серебряные украшения, а на территории Цицернакаберда - гробницы, остатки циклопической стены, керамические и другие драгоценные изделия

Однако настоящая история Еревана начинается с основания известной крепости Эребуни.

В истории Еревана решающее значение имели события первого тысячелетия до н. э. когда на юго-востоке Армянского нагорья вступило в период расцвета одно из могущественных армянских государств своего времени - Урарту. В 782 г. до н. э. на одном из холмов территории нынешнего Еревана царь Аргишти построил военно – административный центр Урартского государства, крепость-город и назвал Эребуни. Во время раскопок в1950 г. была обнаружена клинописная запись царя Аргишти, свидетельствующая о рождении города:

«Величием Боrа Халди, сын Менуа воздвиг эту крепость великолепную и назвал ее именем Эребуни, во славу страны Биайна и во устрашение ero вpaгов». Аргишти свидетельствует:   «3емля была пустынна, мноro перемен пришлось мне произвести, величием Халди, Арrишти, сын Менуа - царь могущественный, царь страны Биайна, владелец ropoдa Тушпы».

Эребуни-Ереван находится на неприступном холме, окруженный десятиметровой стеной. Здесь был многочисленный урартский гарнизон, вследствие чего крепость стала одним из важнейших военно-стратегических узлов.

Ныне вся территория, занимаемая крепостью Эребуни, входит в план города Еревана и составляет примерно 50 гектаров.

Археологические исследования показали, что Эребуни являлся крупным административным центром, самой мощной урартской крепостью в Араратской долинe, которая в VII в. до н. э. потеряла свое былое значение. На смену ему приходит крепость-город Тейшебаини, находившийся также на территории Еревана - Кармирблуре.

Гостиницы

Длинная и богатая событиями история города была связана с царём Древнего Урарту Аргишти I, построившего крепость на возвышенности Арин-Берд и назвавшего её Эребуни. Эта крепость в свою очередь дала название городу, разросшемуся вокруг него. Древняя плита, обнаруженная археологами на том холме, стала своеобразным свидетельством о рождении города. Расшифрованная клинописная надпись сообщала: С помощью великого Бога Халди, царь Аргишти, сын Менуа построил эту мощную крепость и назвал её Эребуни . Это было 2789 лет назад, за 29 лет до возникновения Рима (!).

Древний Ереван играл важную роль в экономической и политической жизни Армении на протяжении многих лет он стоял на перекрёстке караванных путей, и являлся крупным центром торговли. Однако, Ереван не являлся столицей Армении, хотя и разделил горькую участь своей страны.

Вторжение завоевателей в VII-XI веках – сначала арабов, а затем сельджукских турков нанесло серьёзный ущерб развитию страны. В XV-XVIII веках Ереван подвергся грабежам османских турков и персов. Ереван переходил из одних рук в другие 14 раз и каждый раз со значительными разрушениями. Завоевание сефевидским (персидским) шахом Абассом I в 1604 оказался для Еревана наиболее опустошающим. А. землетрясение 1679 года разрушило значительную часть города.

В XVII-XIX веках Ереван стал яблоком раздора между Россией, Турцией и Персией. Взяв Ереван штурмом 1 октября 1827 года, русская армия подписала Туркманчайский мирный договор, согласно которому Персия отказывалась от Закавказской территории, включая Ереванское ханство.

Ереван становится столицей Армении, после первого и краткого упоминания в анналах XV века, только в 1920. К тому времени тринадцатая столица Армении была небольшим, не обустроенным и разорённым войнами и землетрясением городком. Его интенсивная застройка началась в 1930-х годах, а с 1936 года город стал официально называться Ереваном. До этого, его название писалось и произносилось как Эривань. Архитектор Александр Таманян стал отцом современного города. Ему удалось создать уникальный внешний вид города, воплощённый в благородной классической архитектуре и умело использовать архитектурные элементы древних армянских зодчих: резьбу по камню, орнаменты и т.д. Кроме того, Таманян начал в градостроительстве использовать туф, основной природный ресурс Армении. Туф представляет собой камень вулканического происхождения и чрезвычайно лёгкий, прочный и красивый. Больше всего в строительстве Еревана использовался розовый туф, и потому армянская столица иногда называется розовым городом .

Ереван стал городом-побратимом Новосибирска

1 апреля , 14:50

Стать братьями Новосибирску решили еще в двух городах. На этой неделе представители кубинской делегации предложили заключить побратимские отношения с Гаваной. Чуть ранее в Монголии подписали протокол намерений о заключении братских отношений между Новосибирском и Улан-Батором. Окончательно скрепить дружеские узы планируют в июне. Сейчас у Новосибирска двенадцать городов-побратимов. Последним стал Ереван. Именно там побывала первая официальная делегация от Новосибирска.

Первый в Ереване коньячный завод. Его почитают, как и саму гору Арарат. Родители коньяка виноград и бочка. Виноград только местных сортов из Араратской долины, а бочки мастерят из векового дуба.

Марина Бадалян, экскурсовод: Главное то, что бочка дышит, ведь дуб пористый. И через эти поры спирт постоянно испаряется. Это составляет 3-4 процента в год, если у нас 400 литровая бочка, то мы теряем каждый год - 20 литров. Это большие потери, но если бы этого не было, то не было бы такого вкуса коньяка. еще эти испарения известны, как доля ангелов. То, что мы чувствуем это доля ангелов и есть .

Больше ангелов, коньяк пьют только россияне.

Есть на коньячном заводе необычные весы. На одну чашу садится человек, а на другую кладут столько бутылок коньяка, сколько он весит. Он потом мог их забрать. Это правило распространялось на руководителей стран, на президентов. Но, сейчас эта традиция канула в лету.

А вот бочки в честь визитов высоких гостей, по-прежнему заливают. Например, эта была заложена во время посещения завода - первым президентом России.

Здесь же на заводе есть специальный зал для дегустации. Сюда может пройти каждый желающий и попробовать коньяк уже на вкус. Кстати, для того, чтобы определить его оптимальное количество, идеально - нужно бокал положить, коньяк при этом не должен выливаться. все просто. после можно пробовать

Заводу более ста лет. Для Еревана младенческий возраст. Сам город старше Рима. Весомое подтверждение тому - хранят в музее Эребуни

Этому камню 2797 лет. Можно сказать, что это паспорт Еревана.

Именно на этом камне предки и написали, когда была основана крепость Эребуни - это, кстати, старое название Еревана. Цитадель стоит на холме.

Крепости Эребуни - 3 тысячи лет. Здесь чувствуется вся мощь истории Армении и Еревана в частности. Здесь же видно город современный. Многим кварталам здесь не более 30 лет.

О древности армянской культуры можно судить и по письменности. Одно из крупнейших в мире хранилищ - институт древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца. Того, кто изобрел армянскую письменность, алфавит из 36 букв. Здесь можно увидеть самую большую в истории рукопись и самую маленькую, что весит всего 19 грамм. Здесь и Евангелие 7 века, на нем присягают своему народу президенты Армении.

Луиза Халуатян, экскурсовод: « Евангелие - это самая древняя рукопись, которая хранится в нашей коллекции. и вот, на этом Евангелии дает он клятву. То есть торжественно выносят эту рукопись и потом обратно возвращают».

Уникальные переводы. Ноты. Судебники. Книги в окладах из золота, слоновой кости,камней и кожи. Иллюстрации, которые до сих пор не потеряли цвет. Сегодня восстанавливают и рецепты лекарств.

Фонды могли быть еще больше. Целые библиотеки уникальных и древних книг были потеряны во время геноцида. Скорбят армяне о том страшном времени на мемориале Цицернакаберд. На стенах выбиты названия городов, которых уже нет в составе Армении или просто нет. В каждом из них турками были уничтожены тысячи людей: дети, старики, женщины. Только за то, что родились армянами.

Белые цветы, символ траура, именно их принято возлагать здесь на мемориале памяти жертв геноцида. 24 апреля сюда собираются люди для того, чтобы возложить цветы - именно этот день, эта дата считаются днем памяти. И здесь по рассказам местных жителей вырастают - горы цветов.

Армяне много лет добивались, признания факта геноцида их народа. И крайне возмущены, когда на подобное сейчас в мире закрывают глаза.

Артур Саруханян, заместитель начальника управления информации и внешних связей Еревана: « Мы, я, как все армяне надеемся, что никогда, нигде больше не повторится то, что было 100 лет назад с армянами. Мы ближе всего принимаем к нашим сердцам нацизм, фашизм, так как на своем теле прочувствовали, что это такое».

В этом году столетие памяти жертв геноцида армян. В Ереван приедут представители многих государств мира.

На территории мемориала почетными гостями, высокими гостями, принято сажать ели. Вот, например, ель, которую посадил Владимир Путин. Было это в 2001 году, поэтому дерево выросло приличной высоты. А вот по соседству ель, которую посадил - Дмитрий Анатольевич Медведев. Было это в 2008 году, поэтому дерево еще невысокое.

В этом году здесь ожидают мэра Новосибирска. Полгода назад древний Ереван и юная столица Сибири стали городами-побратимами. Мы с коллегами первая официальная делегация сибиряков. На наши вопросы отвечает перфект старейшего района Еревана Армен Улиханян. Общий язык находим легко. Армен пятнадцать лет с родными и друзьями встречает новый год в Новосибирске. Сравниваем побратимов. Мэр здесь тоже избирается, перфекты назначаются, законы принимает совет старейшин. И проблемы похожи: в Ереване, как и у нас, мэрию чаще всего ругают за уборку улиц. В этом году повезло почти не было снега. Сейчас на повестке повышение стоимости проезда. Любые новые траты народ воспринимает болезненно. Зарплаты в Армении скромные. Так же не хватает мест в детских садах. Зато здесь они бесплатные, даже питание. Частных практически нет. Еще из отличий коммунальные платежи. В городе нет центрального отопления. Обогрев личное дело каждого жильца или дома. Кроме того, муниципалитет берет на себя расходы на питьевую воду. Повсюду на улицах - питьевые фонтанчики. В Ереване вообще любят воду.

Нашему человеку в Армении просто. Языкового барьера практически нет. Большинство говорит на русском. В Российском центре науки и культуры богатая библиотека. Здесь бесплатно учат русскому языку армянских преподавателей и полицейских. Впервые в этом году Ереван испробует изобретение Новосибирска напишет Тотальный диктант. А еще здесь помогают студентам поступить в российские ВУЗы.

Марк Калинин, директор Российского центре науки и культуры: « Со второго января года Армения присоединилась к евразийскому экономическому союзу и в связи с этим возрастает актуальность контактов между Россией и Арменией в различном формате. Своя ниша есть у Новосибирска во взаимодействии с Ереваном и с Гюмри, с рядом других армянских городов. У вас очень сильная в Новосибирске высшая школа Академгородок. По линии высшей школы, академии наук можно сделать красивые проекты».

В Ереване отмечают, что российских путешественников за последний год стало значительно больше. По последним исследованиям, которые проводили 8 марта, по соотношению доступности и комфорта, Ереван оказался на 1 месте среди стран СНГ и Европы. А еще в этот день всем женщинам от имени мэра города дарили цветы и в метро, и в аэропорту. Катали на карете и воздушном шаре. На зависть сибирячкам, в Ереване женский праздник длится целый месяц.

Отдельная история это ночной Ереван. Обязательно нужно взглянуть на город, например, с этой смотровой площадки видны миллионы огней. С этой смотровой площадки видны очень хорошо. Хочется отметить, что в Ереване хорошо освещены здания и они играют новыми красками. Обязательно стоит на это посмотреть.

Например, на Мать-Армению. Монумент высотой с 17-этажный дом установлен в честь победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. 9 мая здесь будут чествовать ветеранов. Говорить о Ереване можно много. Но лучше, этот древний город посетить самому.

Становление постсоветского города: социальное жилье и градостроительство в Ереване

Вид на юг через современный Ереван — вперемежку новые строительные объекты и советская застройка. Фото предоставлено Хачикян Алиной.

Этот очерк изначально появился [анг] на сайте Ajam Media Collective [анг]. Его автор — Сина Зекават, студент-архитектор, который жил в Тегеране, Лондоне и Нью-Йорке. Ajam Media Collective документирует и анализирует культурные, социальные и политические тенденции в многообразных иранских, среднеазиатских и мигрантских общинах.

Сегодня просто невозможно пройти по Еревану и не заметить, сквозь стремительно меняющийся городской пейзаж, унылую однообразную застройку в виде многоквартирных жилых домов советских времен. Советское жилищное наследие по-прежнему в большом количестве представлено в жизни Еревана.

Эти серые и часто осыпающиеся здания составляют большую часть жилья в Армении. В отличие от некоторых стран с более долгой капиталистической историей [анг], где социальное жилье стало местом для бедных, в Ереване и многих других постсоветских городах, как в Баку, Тбилиси и Ташкенте, эти жилые массивы по-прежнему являются наиболее популярными и доступными условиями для жизни среди обычных граждан.

Через тщательное изучение устаревшего советского жилья Еревана, а также текущих изменений города, эта статья надеется проанализировать медленный распад социализма как сложного и многообразного процесса, который символизирует не просто смерть конкретной идеологии, но и появление новой, зачастую противоречивой, национальной принадлежности и государственности.

Ереван является столицей и крупнейшим городом Армении. Численность населения составляет 1,117 миллионов человек, что примерно равняется 34% общего числа населения и 54% городского населения Армении. Происхождение города датируется VIII веком до нашей эры, когда начали расти поселения вдоль берегов реки Раздан в северо-восточной части Араратской равнины. За годы политических изменений, господства, вторжений и войн между арабскими, персидскими, османскими и российскими правителями, осталось мало следов ранней истории этого города. Каждая империя формировала Ереван согласно своей собственной идеологической принадлежности. Тем не менее, 1920 год стал важной вехой в постоянно меняющейся истории Еревана, когда город стал столицей Армянской ССР [анг], одной из пятнадцати республик Советского Союза.

Карта 1: Первая официальная карта Еревана, опубликованная в 1920 году до реализации радиального плана Таманяна

Советское градостроительство

Карта 2: Генеральный план Еревана архитектора Таманяна. Обратите внимание на изменения карты, имеющей расположение с востока на запад и с севера на юг. Возможно, этот план Еревана лежал в основе осевого расположения с севера на юг. Под номерами: 1 — памятник Сталину 2 — Оперный театр 3 — Северный проспект 4 — площадь Ленина. Изображение предоставлено: hovikcharkhchyan’s blog.

Первый генеральный план Еревана при советской власти был утвержден в 1924 году и разработан армянским архитектором Александром Таманяном. Вдохновленный популярной в то время идеей города-сада, радиальный план был спроектирован для населения в 150 000 человек и наложен на существующую структуру города. Большая часть городской застройки была включена в новый план, но не вся. В связи с советским идеологическим подходом к религии и истории, множество строений не выдержали эту серьезную трансформацию и, следовательно, сотни домов и исторических зданий, включая церкви, мечети, бани, базары, гостиницы, а также старая Эриванская крепость, были снесены. Как и в других советских городах, где идеально сочеталась экономическая и трудовая эффективность, социальная справедливость в условиях доступа к городским товарам и услугам, а также высокое качество жизни для городского населения, были обычными перспективами для Еревана.

Стремительная индустриализация ускорила процесс массовой миграции населения из сельской местности в Ереван. Быстровозводимое государственное жилье и процесс урбанизации стали важным инструментом социалистического правительства для создания и организации растущего населения в единую рабочую силу.

После смерти Иосифа Сталина в 1953 году, с начала 1960-х годов до краха советского государства в 1991 году, процесс урбанизации продолжался более быстрыми темпами и основывался на измененных идеологиях. Рационализм, разделение труда и массовое производство были введены, чтобы заменить «бесполезный» орнамент и монументальную планировку сталинской эпохи. Архитекторам было приказано сосредоточиться на простой и легко воспроизводимой конструкции, имеющую низкую стоимость и высокую скоростью возведения. Бетонные конструкции и блочная система сборки — характерные результаты таких изменений.

Хрущевская «оттепель» предоставила некоторый уровень открытости для возрождающегося армянского национализма и ключевого переосмысления диаспоры как составной части армянского национального самоопределения. В 1960-е годы начавшаяся репатриация армян, а также растущая миграция между деревней и городом, привели к увеличению дефицита жилья в Армении и еще больше в Ереване. Несмотря на хрущевскую кампанию по массовой городской застройке, дефицит жилья продолжался до 80-х годов и достиг своего апогея в 1988 году, после массовых переселений, вызванных этническим конфликтом с Азербайджаном в Нагорном Карабахе, а затем и разрушительным землетрясением в 1988 году.

Сборные конструкции после землетрясения в 1988 году. Creative Commons.

Советская строительная типовая система. Изображение предоставлено: Pedro Alonso.

Советская застройка вдоль реки Раздан. Фото Sina Zekavat.

Обустройство путём занятия территорий

Важный и не обделённый вниманием аспект армянской городской истории — окультуривание казенных территорий как результат действий по благоустройству занимаемого пространства.

На протяжении десятилетий всевозможных пристроек, расширений и несанкционированной внутренней переделки, многие армяне превратили свои казенные дома в приличные жилища. Это была стихийная реакция на конструктивные недостатки таких домов для приспосабливающихся сельских жителей. Пропаганда советским государством полной семьи как идеальной формы социальной организации, являлась одним из главных принципов для архитектурного проектирования. На самом деле, посредством тщательно продуманной архитектуры, советское государство планировало продемонстрировать семейственность, которая имела большое развитие в армянских семьях, и полагалось на их миграцию из сельских районов. Это означает, что для московских градостроителей и архитекторов, модульная конструкция была не только средством для быстрого строительства, но и инструментом для создания однородного городского общества из небольших семейных ячеек.

Пожилая пара проводит время в общем дворе многоквартирного советского дома. Фото Sina Zekavat.

Многие родственные связи распались, но не все армянские семьи играли свою предназначенную им роль пассивных обитателей. С помощью огораживания балконов и удаления внутренних перегородок, семьи могли добавить дополнительную площадь для своих домов и создать дополнительное жилое пространство. Огороженные балконы обычно становились спальнями для детей или молодоженов. Интерьер квартир изменялся почти с каждым рождением, смертью или браком, чтобы адаптироваться к меняющемуся составу семьи. Большинство спального пространства не имело постоянного расположения, так как днем оно превращалось в места общего пользования.

Многие западные и советские источники утверждают, что обширные семейные традиции ослабевали под влиянием советской политики. Однако непрерывность таких пространственных преобразований показывает, что идеология кровного родства продолжает играть активную и центральную роль в трансформации Еревана и сегодня. В действительности, модель глубокой взаимосвязи среди родственников и соседей, привела к стиранию границ между родством и соседством.

(Слева) Фасад советского многоквартирного жилого дома. (Справа) Открытые или закрытые балконы до сих пор являются важным аспектом жизни в советских многоэтажках. Фото Sina Zekavat.

Возникновение глобального города: создавая структуру

В 1991 году, с распадом Советского Союза, Ереван стал столицей независимой республики Армения. С момента обретения независимости столица подверглась процессу пост-колониального государственного строительства, одновременно приняв всеобщие тенденции урбанизации. Внедрение социальных,экономических и пространственных структур стало необходимым шагом для выдвижения города на мировое пространство. Пределы новой Армении выделены из существующей социалистической городской структуры. Подобно многим благоустроенным городам, снос и перестройка становятся все более распространенной практикой. Новые международные строительные объекты представлены в рамках государственного строительства, при этом ожидается рост большинства малообеспеченного населения, в связи с растущей элитой, идущей на жертвы ради общенационального блага.

Строительство Северного проспекта — один из недавних примеров противоречивого процесса. Проект был предусмотрен архитектором Таманяном в середине 20 века, как осевое соединений памятника Мать-Армения (бывший памятник Сталина), Оперного театра и Площади Республики (бывшая площадь Ленина) (см. карту 2). Однако этот план был реализован только в начале 2000-х годов, когда городские власти увидели весь потенциал этого проекта. Стоя на пути этого проекта, сотни нерентабельных домов были выкуплены и снесены. Земельные участки были объединены в более крупные участки и в конечном итоге проданы в руки частным российско-армянским инвесторам для того, чтобы освободить территорию для нового роскошного жилого и коммерческого строительства.

Слева: Вид на нерентабельную застройку перед ее сносом. Оперный театр и памятник Мать-Армения видны на переднем плане. Фото предоставлено: HovoYerevan

Справа: Тот же вид в году после открытия Северного проспекта. Фото предоставлено: Hayk Bianjyan.

В то время как власти представляют проект в качестве «нового образа» города, предлагая сотни домов и коммерческие площади, переселенные жители продолжают пикетировать государственные учреждения, заявляя, что правительство выплатило им недостаточно для приобретения нового жилья с теми же бытовыми условиями в любой части города.

Именно во время таких процессов глобализации сменяются старые порядки на более сложные формы социально-пространственных структур. Другими словами, старый, ветхий, несовременный центр переделывается, чтобы быть «основанным на традициях», пока еще всеобщего и многонационального, сердца города, в то время многоквартирные советские дома — ранние предвестники современности, теперь отнесены не только к географическим, но и к ментальным задворкам. Для переселенных жителей, уличных торговцев и владельцев маленьких магазинов, окраина теперь стала новой социально-пространственной реальностью, что невозможно было представить в советские времена.

Важно отметить, что идеализированная диаспорная идеология Еревана, как родного города, также играет решающую роль в быстром развитии таких проектов. Например, каждый год некоммерческая организация Всеармянский Фонд «Айастан», находящаяся в Лос-Анджелесе, добивается выделения диаспорой миллионов долларов для развития внутри Армении. На видео многочасовой телевизионной программы, являющейся частью кампании по сбору средств, здания Северного проспекта представляют обновленную Армению, в то время как группы армянской молодежи ходят между этих зданий, выражая радость надежды и оптимизм.

Диалог с прошлым?

В течение последних двадцати лет, недостаток государственного участия оставил коммунальное хозяйство на произвол судьбы. В некоторых местах жители взяли на себя ответственность за улучшение своих жилищных условий. В данном случае новая детская площадка встроена в общий двор. Фото: Sina Zekavat.

Массовая городская застройка советской эпохи напоминает не только уникальную главу армянской городской истории, но и общие воспоминания и культурную эстетику недавнего прошлого, которая борется за признание и интеграцию в общие преобразования страны.

Грач Баядян — армянский культурный критик и профессор СМИ и культурологии в Ереванском государственном университете, много написал о сложностях пост-колониального и национального перехода в контексте армянской эстетики и коллективной идентичности. Взывающий к «необходимости диалога с советским прошлым», Баядян критикует новые социальные и экономические планы правительства, начиная от образования до строительства, как не имеющие никакого сходства и отношения к армянскому историческому опыту.

От советских панельных домов до элитных многофункциональных разработок нового армянского правительства, национальные идеи современности, глобальности, гражданства и государственности, продолжают находить меняющиеся формы в архитектурной среде Еревана. С увеличением идеализации формулы «развитие — это прогресс», сегодня выходит наружу выравнивание культурных представлений, а также возможные перспективы Еревана, как разнообразного и сложного мегаполиса с обширной историей, который мог бы стать домом для всех армян, независимо от их социального и экономического статуса.

Переводчик: Алексей Моисеев

Вид с воздуха на современный Ереван. (Изображение предоставлено: Bing Maps).

Источники: http://www.yerevantour.ru/index.php/about/history, http://www.advantour.com/rus/armenia/yerevan/history.htm, http://m.nsktv.ru/news/city/erevan_stal_gorodom_pobratimom_novosibirska_01041450/, http://ru.globalvoicesonline.org//10/08/31542/

Категория: Новости города | Добавил: erevan-10 (04.07.2015)
Просмотров: 963 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar