Главная » Статьи » Мой Любимый Ереван

Гаяне Хачатрян Армения Ереван
гаяне хачатрян армения ереван

Москва в мистических тонах Гаянэ Хачатрян

Одновременно два мероприятия, связанных с именем художницы Гаянэ Хачатрян, прошли в Москве. При поддержке правительства Москвы, департамента культуры города Москвы, Российской академии художеств и Международного фонда Гаянэ Хачатрян в Музее современного искусства открылась выставка «Зеркальная цветочница».

Картины Гаянэ завораживают зрителя сочетанием необычайной красочности и театральности, связью с искусством Марка Шагала и режиссера и художника Сергея Параджанова. Тифлисская армянка, творившая в стиле магического реализма, создавала на своих полотнах волшебные миры, в которых среди цветов и плодов жили актеры, шарманщики, клоуны, загадочные дамы в шляпах и другие персонажи. Экспозиция, которую разработал художник и сценограф Борис Мессерер, представляет около 60 произведений живописи, около 50 графических работ, а также 3 видеофильма о Гаянэ. Особое место на выставке занимает визуально-акустическая инсталляция «Агулис», созданная Владимиром Смоляром, Владимиром Мартыновым, Александром Петтаем, Валерием Ханукаевым, Михаилом Бутовым (при участии Вячеслава Калики, Марка Сиргуя, Эммануэль Галлина), рассматривающая искусство художницы как многослойный мир, где классическая живописная форма приходит в согласие с акустической драматургией. В ее основе картина «Багровая акация». Она словно эпиграф к творчеству мастера. Видеоинсталляция показывает, как картина может жить сегодня, в пространстве технологической реальности. С помощью специальных датчиков, которые реагируют на зрителя, его местоположение, меняется и масштаб картины. Ее герои – и растения, и животные, и люди – как бы оживают. Зритель становится соучастником действия. Агулис – родина предков Гаянэ Хачатрян. Именно из нахиджеванского города, позже оторванного от Армении и переданного большевиками Советскому Азербайджану, происходит семья художницы. Агулис – это больше, чем воспоминания, это мир Гаянэ, где рождались ее образы и где переплетались прошлое и настоящее.

По словам искусствоведа, куратора выставочного проекта Виталия Пацюкова: «Художница проявляет великую память общей культуры. Тут есть византийская мозаика, армянская древняя миниатюра и актуальное современное искусство. И в этом мире, где есть очень много проблем, она приглашает к согласию.

Армянка из Тифлиса, как говорили о ней современники, оставила миру уникальные произведения искусства. Ее живопись – это мозаика различных культур и философское созерцание мира».

Поэтесса Седа Вермишева в свою очередь отметила: «В ней какой-то мир, который она не могла реализовать в реальной жизни, и это она изображала в картинах. Здесь картины, письма, записки, личные документы – все, что связано с жизнью и творчеством художницы. Куратор выставочных проектов, президент Фонда Гаянэ Хачатрян Валерий Ханукаев многие годы коллекционирует работы мастера и увлечен ее миром и окружением. Благодаря этому человеку буквально всему миру открывается магия красок Гаянэ Хачатрян». Как отметил директор Московского музея современного искусства Василий Церетели: «Выставка прекрасна, такой подарок музею! Здесь прекрасные краски, индивидуальность. Она уникальна в своем творчестве. И то, что мы представляем ее в Москве, в Музее современного искусства – это большое счастье».

Выставка включает предметы из собраний Национальной картинной галереи Армении (Ереван), Музея Сергея Параджанова (Ереван), Музея современного искусства Еревана, Фонда Гаянэ Хачатрян (Москва) и частных коллекций.

По инициативе коллекционера, куратора выставочных проектов, президента Международного фонда Гаянэ Хачатрян Валерия Ханукаева из Еревана, Санкт-Петербурга и Ростова-на – Дону в Москву на открытие выставки «Зеркальная цветочница» приехали: исследователь творчества М. Сарьяна и  И. Айвазовского, советник по культуре главы Армянской Апостольской Церкви Католикоса Гарегина II – Шаэн Хачатрян, директор Национальной галереи Армении Фараон Мирзоян, основатель Армянского центра авангардного экспериментального искусства «НПАК» Эдвард Баласанян, российский скульптор Давид Бегалов, а также другие гости.

Параллельно в Центральном доме литераторов Москвы австрийский Europaballet из города Санкт-Польтен представил одноактные пьесы по мотивам произведений художницы Гаянэ Хачатрян. Зал с восторгом встретил австрийскую балетную труппу во главе с художественным руководителем Михаэлем Фихтенбаумом. Картины Гаянэ словно оживали перед зрителями, сменяя одно настроение за другим. В роли Гаянэ – Кристин Шанталь (Крылова), в балете также приняли участие: Райнер Кренштеттер (Штацопера Берлин), Патрик Сантос, Майя Майзель и др. В постановке была использована музыка Aльфреда Шнитке, Игоря Лободы, Джорджа Делерю, Генри Горски и других. Следует отметить, что усилиями Валерия Ханукаева выставка работ известной армянской художницы Гаянэ Хачатрян ранее была представлена и в австрийских городах, где зрители также увидели одноактный балет «Gayane».

Мария Зябелева

Следующая статья: Еревану исполнилось 2794 года

Гаянэ Хачатурян мистифицировала Тбилиси

На выставке знаменитой армянской художницы летающая шарманщица соседствует с черным барсом

Фото: Известия/Александра Сопова

Выставку Гаянэ Хачатурян в Москве хотели бы увидеть Сергей Параджанов, Андрей Тарковский и Марк Шагал. Все они, правда, не дожили до «марша» легенды армянского искусства по российским музеям. Иностранцы Федерико Феллини и Тонино Гуэрра тоже дорого дали бы за знакомство зрителей вне Армении с мистическим миром своей любимой художницы.

В экспозиции в Московском музее современного искусства — около 60 живописных работ: карнавалы, танцовщицы, жонглеры, сказочные животные, аллегорические фигуры. «Если вы не видели работ Гаянэ, вы ничего не знаете о Тбилиси», — говорил Сергей Параджанов. Однако чего-чего, а реалистических пейзажей, сделанных на улицах грузинской столицы, вы здесь не увидите. С этюдником Гаянэ на улицы не ходила — начинала работу в мастерской, над несколькими холстами одновременно, возвращаться к ним могла несколько лет, когда чувствовала, что работа близка к завершению, — целиком переключалась на нее.

Гаянэ Хачатурян. Черный барс. Холст, масло 1967

Александра Сопова/ИЗВЕСТИЯ

У коней Гаянэ вырастают крылья, у ее деревьев могут быть ярко-синие стволы, а у женщин — ярко-красные волосы. По холстам движутся «шествие с синей луной» или «карнавал на мосту слепого ангела». Говорят, что друг художницы Сергей Параджанов не раз выстраивал кадр по композиции ее работ. Он же не раз пытался устроить ее персональную выставку — но времена были советские, реализму «магическому» решительно предпочитали «социалистический», и чиновники от культуры в Киеве, Москве и Ереване одинаково встречали армянскую кудесницу в штыки.

Мир ее сказок — какой угодно, только не советский. Национальный армянский не менее и, кажется, не намного более, чем японский: здесь много посвящений и театру масок, и буддизму, и даже в названиях вроде «Великому из великих Китагава Утамаро» — основоположнику классической японской гравюры. И многие работы похожи на иероглифы: красивый мазок, требующий расшифровки смысл. Своими богами она называла Гомера, Гете, Гюго и Данте. Тени забытых предков мелькают на картинах Гаянэ, вплетаются в фантасмогории, входят в сплав тифлисской городской культуры и историко-этнографических наслоений.

Параджанов — едва ли не полноправный второй персонаж выставки в Москве. Его фотография встречает вас на входе прямо напротив портрета самой Хачатурян, его скульптурный портрет работы Григория Потоцкого непосредственно соседствует с позеленевшим рельефным портретом Гаянэ того же автора. Лицо режиссера — экспрессивное, словно металл рвали и терзали лик художницы — спокойный, как на древних эмалях, зато утвержден на причудливом и, кажется, хрупком пьедестале из ветвей, ракушек, лесенок.

На втором этаже уже не так ярко: здесь расположились около 50 графических работ. Обыкновенные цветные карандаши позволяли Гаянэ закручивать в вихре танцовщиц, фокусниц, актеров, акробаток, сивилл, шарманщиц.

Гаянэ Хачатурян. Актеры. Графика 1997

Александра Сопова/ИЗВЕСТИЯ

Выставка включает предметы из собраний Национальной картинной галереи Армении (Ереван), Музея Сергея Параджанова (Ереван), Музея современного искусства Еревана, Фонда Гаянэ Хачатурян (Москва) и частных коллекций. В экспозиции три видеофильма, в том числе снятый за три года до смерти художницы «Я — Гаянэ из Тифлиса» Левона Григоряна.

«Гаянэ — шаманка, она оракул, глашатай непознанных стыков цвета и пластики, она сама — колдовство», — говорил Сергей Параджанов. На выставке организаторы не пытались толковать ее заклинания и аллегории. Главе фонда Гаянэ Хачатурян и коллекционеру ее работ Валерию Ханукаеву (забросившему ради художницы работу в агентстве недвижимости) вручили награду — и он сразу вспомнил, что она-то за всю жизнь ни одной грамотки не получила, а теперь уж поздно. В Пантеон Великих армянских писателей, культурных и общественных деятелей «Ходживанк» в Тбилиси награду не понесешь.

Выставка в музее современного искусства на Тверском бульваре продлится до 28 октября.

Ереванские дни Гаянэ Хачатрян

В Национальной галерее Армении прошла выставка выдающейся художницы Гаянэ Хачатрян, посвященная годовщине со дня смерти и участию ее работ в 53-й Венецианской биеннале, представлявших искусство Армении.

Выставка эта уникальная не только по количеству представленных живописных картин, пастелей, графики, предметов прикладного искусства (глиняных кувшинов, виниловых пластинок, адресной таблички, палитры Гаянэ) из частного собрания Валерия Ханукаева, Национальной галереи Армении, Музея современного искусства Армении, Музея Сергея Параджанова, а также частных коллекций Армении, Англии, Франции. Всего более 100 работ мастера. Эта выставка имеет для нас всех особенный смысл. Творчество гениальной художницы, прожившей всю жизнь в Тбилиси, но не перестающей в своих работах транслировать на уровне мировых шедевров коды великой древней армянской культуры, тифлисской школы живописи, стало объединяющим для армян и грузин, евреев и русских в тот самый исторический перелом, когда многие из бывших союзных республик не могут похвастаться существованием национальных идей. Перечисления здесь не нужны. Среди друзей и поклонников Гаянэ люди со всего мира. На открытии выставки, душой и организаторами которой стали Валерий Ханукаев, Арташес Алексанян, Баграт Никогосян, а также директор Национальной галереи Армении Параон Мирзоян, были не только представители армянской интеллигенции. Большие делегации почитателей творчества Гаянэ приехали в столицу Армении в майские дождливые дни из России и Грузии, Англии и Франции, США и Израиля. В залах галереи можно было увидеть творчество шестнадцатилетней девочки-художницы, создавшей чудную пастель «Батуми» (1956 год), и картины зрелого мастера «Луна – камень» (1967 год) из коллекции Валерия Ханукаева, «Портрет Георгия Маргелашвили» (1968 год) из частной коллекции Андраника Манукяна.

Экспонатами стали и фотографии: Гаянэ рядом с художником Акопом Акопяном, кинорежиссером Сергеем Параджановым, с самобытным живописцем Грузии Львом Баяхчевым, искусствоведом Генрихом Игитяном, с директором Музея Аршила Горки Шаэном Хачатряном. Эти фотоработы сделаны в разные годы Завеном Саргсяном, Юрием Мечитовым, Юрием Ростом, Виктором Баженовым.

Здесь и признание в любви, написанное Александром Бажбеуком-Меликовым юной Гаянэ. И ее письмо Валерию Ханукаеву, в котором она пишет сокровенные слова про их «одинаковое состояние сознания и души в дни, подаренные Богом для того, чтобы сеять вокруг себя добро на благо окружающим людям».

Самое удивительное в созерцании творчества Гаянэ - это освобождение собственного духа. По признанию одной из посетительниц, оставившей в книге отзывов свой автограф, Гаянэ позволяет нам не только увидеть ее мир, но и познать свой собственный.

Организаторы дарили гостям каталог, специально изданный к выставке на армянском, русском, английском языках, и DVD-диск с фильмом режиссера Левона Григоряна «Я – Гаянэ из Тифлиса».

Международный фонд Гаянэ Хачатрян выражает свою признательность Министерству культуры Республики Армения, Национальной галерее Армении, Музею современного искусства, Музею Сергея Параджанова, куратору выставки от России Виталию Пацюкову, куратору от Армении Шаэну Хачатряну, комиссару Венецианской биеннале Эдварду Баласаняну, коллекционеру и меценату Андранику Манукяну, кинорежиссеру Левону Григоряну.

Валерия Олюнина

Следующая статья: Армянская кухня

Выставка армянской художницы Гаянэ Хачатурян «Зеркальная Цветочница» в Ростове-на-Дону

18-04-, 21:11 Просмотров: Диаспора

19 апреля в 16-00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств (пр. Чехова, 60) пройдет пресс-конференция, посвященная началу в Ростове-на-Дону международного турне выставки «Зеркальная Цветочница» и 70-летию со дня рождения армянской художницы Гаянэ Хачатурян.

В пресс-конференции примут участие сотрудники музеев, представители общественности, а также Валерий Ханукаев, куратор выставочных проектов, коллекционер, российский общественный деятель, Президент Международного Фонда «Гаянэ Хачатурян».

4 мая в Ростовском областном музее изобразительных искусств (пр. Чехова, 60) открывается выставка «Зеркальная цветочница».

«Зеркальная цветочница» выставочный проект посвящен юбилею 70 -летия со дня рождения художника Гаянэ Хачатурян подготовлен совместно Ростовской государственной картинной галерей и Международным Фондом Гаянэ Хачатурян.

Армянская художница Гаянэ Левоновна Хачатурян (1942-2009гг.) одна из самых выдающихся художников конца эпохи XX века. Современник Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Минаса Аветисяна, Роберта Элибекяна, Акопа Акопяна, Игоря Макаревича, Олега Целкова, кинорежиссёров: Сергея Параджанова, Андрея Тарковского, Микеланджело Антониони, Марлена Хуциева, Эльдара Рязанова, Георгия Данелия, Фрунзе Довлатяна, великого писателя и сценариста Тонино Гуэрра. Она как никто другой творчески и органично восприняла и переосмыслила советские и европейские традиции в живописи. Гаянэ самый блистательный представитель магического реализма на всем постсоветском пространстве.

Творчество художника, проникнуто глубокой любовью к Армении, откуда происходят ее предки, и к Грузии, где жила и творила до конца своих дней, всегда вызывало огромный интерес у зрителей и почитателей таланта.

Столь масштабная и долгожданная выставка будет представлена в Ростове - на - Дону впервые после триумфальной выставки на 53 Венецианской биеннале 2009г. где ее картины произвели настоящий фурор среди официальных участников, гостей и лучших специалистов мирового арт - сообщества. В 2010г. в Национальной Картинной Галерее Армении в Ереване состоялась выставка памяти Гаянэ Хачатурян. В году в Пермской государственной художественной галерее с огромным успехом прошел выставочный проект «Летящая Шарманщица», а в Москве в государственном Доме Национальностей выставка «Холсты Гаянэ». Организатором и инициатором всех выставочных проектов является Международный Фонд Гаянэ Хачатурян в целях популяризации творчества художника.

В Ростовской государственной картинной галерее будут представлены более 40 полотен Гаянэ из личной коллекции Валерия Ханукаева .

В армянском Культурном центре Ростова – на Дону будет развернута вторая часть экспозиции: 60 графических работ, фотографии и архив художника. Не удивительно, что юбилейное шествие Гаянэ Хачатурян стартует именно в Ростова – на - Дону, культурный центр армянской диаспоры юга России, с Родины великого Мартироса Сарьяна. Художник Гаянэ Хачатурян грезила об этой выставки. И вот Ростов - на - Дону встречает ее картины, а далее шествие по городам Австрии: Вена, Санкт - Пёльтен и Зальцбург (июнь, июль, август года). Завершится юбилейный праздник в Москве крупномасштабной выставкой картин Гаянэ в Государственном музее современного искусства (сентября по ноябрь г).

Гаянэ в моем понимании неземной человек, совершенно фантастический. Иная. Так и хочется сказать: «Закрой глаза. Мысленно воспари над городской суетой. Вернись в детство своих снов. Снов ярких, необычных. Снов, от которых не хочется просыпаться. » Я понял, что ее искусство не было нужно в советской стране, как и искусство её друзей и единомышленников А. Тарковского, С. Параджанова, И. Кабакова, Э. Неизвестного, Э. Булатова, как некое инородное тело. Потому она закрылась, ушла в свой «монашеский» мир. Это счастье, что внешний мир не смог изменить её мировоззрение и повлиять на ее отношение к своему творческому процессу: магическому реализму. Это счастье, что у нас у всех есть такой Мастер.

Я считаю творчество Гаянэ достоянием мировой культуры, и ограждать свою коллекцию от людей, замыкаться, как скупой рыцарь, и в одиночестве любоваться ее картинами я не буду, смотрите на её волшебный мир.

Президент Международного Фонда Гаянэ Хачатурян,

куратор выставочных проектов, коллекционер

Валерий Ханукаев

Персональные выставки (избранные)

1968 Издательство журнала «Декоративное искусство», выставка

«Знакомство с Гаянэ», Москва, СССР

1970 Дом ученых института физики Армении, Ереван, СССР

1995 Дворец правосудия. г. Париж, г. Понтиви, г. Пуатье, г. Мец,

2009 Участник на Всемирной 53-ей Венецианской Биеннале от РА,

Выставка «Создание миров» Палаццо Зенобио, г. Венеция,

Источники: http://noev-kovcheg.ru/mag/-19/3513.html, http://izvestia.ru/news/536065, http://noev-kovcheg.ru/mag/2010-06/2112.html, http://novostink.ru/diaspora/33357-vystavka-armyanskoy-hudozhnicy-gayane-hachaturyan-zerkalnaya-cvetochnica-v-rostove-na-donu.html

Категория: Мой Любимый Ереван | Добавил: erevan-10 (17.06.2015)
Просмотров: 886 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar